Свуш Nike возвышается над обувной индустрией. Этот неоспоримый гигант в этой области создал себя благодаря громким рекламным кампаниям, элегантному дизайну и PR-кампаниям, достаточно успешным, чтобы вписать свой путь в историю поп-культуры. Но бренд Леброна Джеймса, Тайгера Вудса и Майкла Джордана не появился из ниоткуда. Для того чтобы понять компанию Nike (NKE), необходимо понять историю, которая началась с того, что в колледж пришел средний бегун и тренер, одержимый идеей связи между скоростью и дизайном.
Как была основана компания Nike?
История компании Nike начинается с истории Blue Ribbon Sports в 1964 году. Примерно в то время Фил Найт только что окончил Орегонский университет, а затем Стэнфорд, где он получил степень MBA, и получил два важнейших опыта, которые определили траекторию его будущего.
В Орегонском университете он занимался бегом в школьной команде по легкой атлетике, благодаря чему познакомился с ее тренером Биллом Боуэрманом. Помимо интенсивной соревновательной этики, Боуэрман проявлял увлечение оптимизацией обуви своих бегунов, постоянно пробуя различные модели после обучения у местного сапожника.
По данным компании Nike, Найт был первым студентом, который попробовал один из ботинок Боуэрмана. Увидев в нем неважного бегуна, на котором можно было бы испытать свою обувь, Боуэрман предложил ему взять один из его ботинок и отремонтировать его по своему индивидуальному дизайну. Найт принял предложение, и, как утверждается, обувь работала настолько хорошо, что его товарищ по команде Отис Дэвис взял ее и в итоге выиграл в ней золото в беге на 400 метров на Олимпийских играх 1960 года. Отис Дэвис и по сей день настаивает на том, что обувь для него сделал Боуэрман.
После Орегонского университета Найт поступил в Стэнфорд на программу MBA, во время которой он написал работу, в которой теоретически доказывал, что производство беговой обуви должно быть перенесено из нынешнего центра в Германии в Японию, где рабочая сила дешевле.
Найт получил возможность проверить эту теорию на практике, отправившись в Японию вскоре после окончания учебы в 1962 году. Он заключил сделку с группой японских бизнесменов об экспорте популярной в этой стране обуви Tiger в США.
Тренер Боуэрман, который долгое время считал, что немецкая обувь, хотя и была лучшей на рынке, не была чем-то особенным, что можно было бы повторить или даже улучшить, поддержал начинание Найта, заключив сделку 50 на 50 на владение их новой компанией Blue Ribbon Sports, основанной в Юджине, штат Орегон, 25 января 1964 года.
История Nike
Основав Blue Ribbon Sports, Найт попробовал свои силы на рынке импортной обуви, первоначально продавая ее из своей машины по возвращении в США. Быстро стало ясно, что существует спрос на эти более дешевые, но все еще высококачественные альтернативы Adidas (ADDYY) и Pumas (PUMSY), которые доминировали на рынке.
В 1965 году изобретательный Боуэрман предложил компании Tiger новый дизайн обуви, который должен был обеспечить правильную поддержку бегунов за счет мягкой стельки, мягкой губчатой резины в носочной части и в верхней части пятки, жесткой губчатой резины в середине пятки и твердой резиновой подошвы.
Этот дизайн стал одновременно и большим успехом, и источником конфликта между Blue Ribbon и ее японским поставщиком. Названная Tiger Cortez, обувь вышла в продажу в 1967 году и мгновенно стала хитом благодаря своему удобному, прочному и стильному дизайну.
Однако примерно во время успеха отношения между Blue Ribbon и Tiger испортились. Найт утверждает, что японская компания искала выход из эксклюзивной сделки с Blue Ribbon и пыталась потопить компанию. Тайгер утверждает, что обнаружил, что Blue Ribbon Sports продает свою собственную версию Tiger Cortez под новой линией обуви, которую они назвали «Nike».
Так или иначе, в 1971 году компании официально разошлись, после чего Тайгер подал иск. В конечном итоге судья решил, что обе компании могут продавать свои собственные версии модели, что привело к появлению единственных кроссовок, ставших бестселлерами для двух разных обувных компаний, как Nike Cortez и Tiger Corsair (сейчас продаются современным воплощением Tiger — Asics).
После разделения с Tiger компания Blue Ribbon Sports полностью переименовала себя в Nike. Фил Найт сначала хотел назвать компанию «Dimension 6», но Джефф Джонсон, к счастью, получил вдохновение для создания Nike, увидев во сне имя греческой богини победы. Однако перед этим новому бренду нужен был собственный логотип.
Они обратились за эскизами к студентке-дизайнеру из близлежащего Государственного университета Портленда Кэролин Дэвис. Фил Найт с неохотой согласился на дизайн «свуш», сказав: «Ну, мне он не нравится, но, может быть, он мне понравится». Дэвис заплатила 2 доллара в час и получила в общей сложности 35 долларов за логотип. В 1983 году Фил Найт, видимо, придя в себя от логотипа, устроил вечеринку для Дэвидсон и наградил ее 500 акциями, которые, по предположениям, сегодня стоят около 1 миллиона долларов.
Что произойдет в 2019 году?
В течение 2019 года большинство новостей о компании Nike вращалось вокруг ее политических позиций. За несколько дней до Четвертого июля компания отменила выпуск кроссовок с 13-звездным американским флагом Бетси Росс на каблуке. Как сообщается, это решение было принято после того, как Колин Каперник в частном порядке высказал Nike свои критические замечания по поводу дизайна, поскольку 13-звездный флаг представлял Америку во времена рабства и использовался в тандеме с флагом Конфедерации группами ненависти, включая Ку-Клукс-Клан.
Тем не менее, решение снять обувь с производства вызвало бурную реакцию в СМИ: консервативные эксперты и комментаторы в социальных сетях критиковали Nike за отсутствие патриотизма.
За пределами политической сферы компания Nike также представила планы по созданию абонентской службы для детей. Это происходит в то время, когда компании, производящие одежду, все чаще обращаются к моделям, основанным на подписке, чтобы привлечь клиентов. Это будет первый подобный тест Nike, который откроет детям от 2 до 10 лет доступ к выбору из примерно 100 моделей обуви за ежемесячную плату.